Лого Простое

"Моряк Украины"

Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
Евгений Омельчук: «Уйти из моряков, но не уйти от моря»
Лого Простое
moryakukrainy
 Генсек Федерации профсоюзов работников водного транспорта и плавсостава Украины Евгений Омельчук прежде чем возглавить эту организацию, работал в море, на судах ЧМП. Серьезная перемена в его судьбе практически совпала с катастрофическими потрясениями в обществе и крахом некогда могучего пароходства. Однако для того, чтоб работать с морем, но на берегу, были очень весомые личностные причины.



Точка невозвращения

Перед глазами Евгения Владимировича всегда была судьба его отца. Тот в молодости решил какое-то время походить в море, а время это закончилось вместе с жизнью. Из своего последнего рейса на судне «Академик Матросов» Владимир Омельчук уже не вернулся. «Он, видимо, в свое время прошел свою точку невозвращения, - вспоминает Евгений Владимирович, – были оборваны практически все связи с береговой жизнью. Есть такая поговорка: в море – как дома, дома – как в гостях. Это точно о моем отце».
Когда и сам Евгений Омельчук почувствовал, что начинает терять связь с берегом, он не на шутку задумался, а правильно ли это: «Не давал покоя вопрос – смогу ли я посвятить всю жизнь морю и правильно ли я поступлю, если не буду видеть, как выросли дети. И в какой-то момент решил – не смогу».
От первой соленой профессии и в память об отце остались уважение к работникам моря, к их нелегкой судьбе и работе. В особенности к тем из них, кто отдали морю практически всю свою жизнь, а на ее исходе были посажены на мель деградировавшим обществом.
«Недавно было 65 лет училищу, вспоминает руководитель профсоюзной организации училища №26 Тамара Ващенко, - мы сделали скромный вечер. Когда пригласила Омельчука, он сказал: «Вы меня извините, но у меня встреча с ветеранами». Тамара Александровна говорит, что в училище, где Евгений Владимирович преподает право, многие обращаются к нему за консультацией: «Он очень многим помогал, предоставляя исчерпывающую информацию для решения их житейских проблем».
Но это, скажем так, занятие факультативное. Главной же заботой для Евгения Омельчука вот уже полтора десятка лет является защита моряков. Та защита, в которой он в свое время просто не нуждался: «Все было предельно ясно и просто: есть тариф оплаты, и есть твои трудовые обязанности. Тогда и речи не могло быть о том, что тебе могли не выплатить заработную плату. А разве мог кто-то с нами поступить так, как поступают с нашими моряками африканские пираты? Разве мог кто-то обидеть советского моряка, когда за нами стояла такая мощная страна, как Советский Союз, чей Военно-морской флот, помимо прочего, обеспечивал и безопасность нашего торгового мореплавания?»
И все же судьба распорядилась так, что выпало Евгению Омельчуку не сокрушаться об утраченном, а находить методы, для того чтоб и в новых, не всегда благоприятных условиях наш моряк мог нормально жить и работать

Новое время – новые профсоюзы
Уже в последние времена пароходства, вспоминает Евгений Омельчук, на его судах начал появляться такой документ, как коллективный договор: «Пароходство было одним из первых предприятий, которое начало применять такие цивилизованные формы трудовых отношений». Правда, недолго, по причине своей безвременной кончины. Однако начало новому независимому профсоюзному движению было положено. И за годы своего существования его организации могут предъявить морякам весомые аргументы в пользу своей полезности. «Если моряк думает, что получает зарплату только благодаря порядочности судовладельца, то это совершенно не так – ее минимальный уровень оговаривает именно профсоюз», – рассказывает Олег Чечельницкий, - председатель одесского городского профсоюза моряков, который входит в возглавляемую Евгением Омельчуком федерацию. Весьма существенные выплаты выбили профсоюзы и на случай крайнего форсмажора – в случае гибели моряка его вдова должна получить не менее 40 тыс. долларов, еще от 3 до 8 тыс. должны быть выделены на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. «Кто из наших береговых работников может рассчитывать на такую компенсацию?» – риторически вопрошает Евгений Омельчук. Хотя и признает, что почивать на лаврах морским профсоюзам нынче никак не пристало.

В преддверии большой консолидации

Известный адвокат, бывший начальник юридической службы ЧМП Владимир Косарев, признает, что в профсоюз, возглавляемый Омельчуком, обращается довольно много мореходов и связывает это с «действенностью оказываемой им помощи». Однако общую мощь профсоюзного морского движения оценивает сравнительно невысоко из-за обилия различных отраслевых профсоюзов, 80% из которых он считает подставными – такими, которые обслуживают интересы работодателя, а не моряка. Евгений Омельчук считает эту цифру несколько преувеличенной, однако соглашается, что доля карманных профсоюзов составляет едва ли не половину.
При этом большое количество профсоюзных организаций он считает явлением вполне закономерным и преходящим: «Многочисленность профсоюзов – это проявление гражданских прав и свобод, которые есть в нашей стране. Это просто болезнь времени, и я уверен, что со временем морские профсоюзы ожидает консолидация». Особых разногласий относительно целей и задач у «честных» профсоюзов уже и сейчас нет. Осталось договориться только насчет методов. А пока задача создания мощного консолидированного профсоюзного движения еще не разрешена, весьма полезными могут оказаться и другие способы общественно-политической активности. Понимая это, Евгений Владимирович в очередной раз баллотируется в депутаты Одесского горсовета: «Иной раз ресурса профсоюзов и статуса профсоюзного лидера просто не хватает для решения каких-то бытовых, коммунальных вопросов». А борьбу за интересы моряков нередко приходится вести именно на суше, и конкретно – в городе Одессе, с которым связано большинство одесских мореходов.

Иван Осауленко




You are viewing moryakukrainy